Буллинг в школе. Рекомендации для родителей.
Уважаемые родители!
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников. Все это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы. Сегодня масштабы этого явления становятся все заметнее: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек.
Буллинг (от английского bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.
Виды буллинга:
- физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
- вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
- социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
- экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
- кибербуллинг или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту.
Кибербуллинг предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось такое понятие как буллицид – суицид, совершённый от травли в интернете.
Любой вид буллинга имеет последствия.
Школьники, подвергшиеся травле, замыкаются в себе, испытывают комплекс неполноценности, хуже учатся.
Как распознать буллинг?
В вопросах буллинга стоит быть предельно корректным и терпеливым родителем и попытаться избежать двух самых распространенных ошибок: чрезмерная опека и чрезмерная легкомысленность. Не стоит воспринимать в штыки каждую ссадину ребёнка и воинственно выяснять отношения с родителями других детей из-за малейших трудностей и стычек. Постарайтесь быть в курсе событий, приглядывайте за тем, как развиваются отношения ребёнка с тем, с кем он однажды повздорил или подрался: если ситуация не повторяется в ближайшем будущем, значит, это был вовсе не буллинг, а просто мимолетный конфликт интересов, который дети уладили самостоятельно.
Второй ошибкой может стать, наоборот, излишняя беспечность: ну кто не дрался в школе? Если ребёнок действительно стал жертвой буллинга, а родитель отмахнулся, не выслушал, не воспринял всерьёз — это может привести к непредсказуемым и зачастую тяжелым последствиям: замкнутость, психологические проблемы, депрессивные настроения, немотивированная агрессия.
Если ребёнок стал жертвой, но не говорит об этом напрямую, как распознать, что ваш ребёнок подвергается насилию в школе?
Тревожными звоночками также станут изменения в поведении ребенка:
потеря аппетита, нарушение сна, депрессия, беспричинные слёзы и эмоциональные всплески, отказ ходить в школу, снижение успеваемости, резкое ухудшение состояния здоровья; отсутствие друзей и рассказов о них.
Симптомом может быть и то, что ребёнок не ходит ни к кому в гости и не приглашает домой никого, у него часто пропадают вещи и деньги, которые он якобы теряет;
бесконечные синяки, царапины, порезы, вывихи и прочие физические свидетельства, испачканная и порванная одежда.
Если вам кажется, что с ребёнком что-то происходит, а сам он на контакт не идет, и справиться с ситуацией в одиночку вы не можете, стоит обратиться за помощью к психологу — пока без ребёнка, самому. Профессионал поможет выработать стратегию поведения в конкретной ситуации, обратит внимание на то, что, возможно, вы не замечали.
И, конечно же, необходимо поговорить с сыном или дочерью. Психологи предлагают фразы, которые помогут начать диалог с ребёнком.
«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Как вести себя родителям, если ваш ребёнок - жертва буллинга?
Заручитесь поддержкой классного руководителя и педагогов. Объясните им положение вещей и попытайтесь добраться до сути конфликта: возможно, учителям известно гораздо больше, чем вам, и они помогут пролить свет на природу и характер конфликта.
Пообщайтесь с родителями обидчика. Делать это лучше всего тет-а-тет, не вынося на всеобщее обозрение: так шансы усугубить ситуацию значительно снижаются. Чтобы не быть голословным, соберите доказательства травли: диктофонные записи реальных угроз и оскорблений, скриншоты, подтверждающие кибербуллинг (посты, SMS, распечатки звонков, сообщения в социальных сетях), свидетельства одноклассников, друзей - в ход можно пустить всё, любую мелочь, если только это поможет защитить ребёнка.
Если же есть реальная угроза жизни, здоровью или благополучию, то вместе со всеми собранными доказательствами нужно направиться к директору школы. Если на этом уровне разрешить конфликт не удастся - в правоохранительные органы по месту жительства.
Если ситуация зашла слишком далеко и не помогают ни разговоры с родителями обидчика, ни другие методы — переводите своего ребёнка в другую школу. Безусловно, это стресс, однако гораздо меньший, чем ежедневная травля и унижения. Но постарайтесь облечь это в какую-нибудь отвлечённую форму, например, скажите, что смена школы связана с уникальной учебной программой и сильными учителями — таким образом, ребёнок не будет чувствовать себя побеждённым и вынужденным спасаться бегством от проблем, а наоборот — способным, талантливым и умным, переходящим в школу для одарённых детей.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми.
В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Главная защита от буллинга - это родительская любовь и внимание, доверительное общение, эмоциональный контакт, умение открыто обсуждать возникающие каждодневные трудности ребёнка.
Профилактика буллинга
Региональный пилотный проект
Реализация регионального проекта Министерства образования Иркутской области по профилактике буллинга: "Новое школьное пространство" на базе МКОУ ШР «ООШ № 11»
(распоряжение министерства образования Иркутской области от № 55-1213-мр от 11.09.2023 «Об утверждении плана мероприятий по реализации проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях Иркутской области на 2023 - 2025 годы»,
приказ УО Администрации Шелеховского муниципального района № 453 от 04.09.2023 «Об утверждении плана мероприятий по реализации пилотного проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях ШР»)
В настоящее время тема буллинга во многих ОО приобрела острый характер и высокое общественное внимание.
Буллинг может проявляться в разных формах:
- обидные прозвища;
- угрозы физического насилия;
- драки, запугивание, высмеивание;
- разного рода унизительные комментарии;
- бойкот или подстрекательство, сплетни, публичные унижения и т.д.
Основная идея проекта оказать влияние на создание безопасной среды в образовательном учреждении для всех детей, независимо от их физических и психологических особенностей.
Главные задачи проекта — предотвращение и разрешение ситуаций буллинга в школе через внедрение в образовательное пространство школы "Школьного ориентира", "Театра дружбы", профилактической квест-игры "Класс#ВместеДружба".
Документы:
План по профилактики буллинга 2024-2025 уч.год.
15 сентября 2023 года в МКОУ ШР "ООШ №11" состоялось заседание педагогического совета, на котором был рассмотрен вопрос об организации работы по профилактике буллинга. В МКОУ ШР "ООШ №11" утверждена Антибуллинговая хартия'".
Приказ 138-од от 20.11.2023г. "Об утверждении Антибуллиноговой хартии МКОУ ШР "ООШ №11""
В рамках реализации регионального проекта Министерства образования ИО по профилактике буллинга: "Новое школьное пространство" на базе МКОУ ШР «ООШ №11» с 19.09.2023г. по 10.11.2023г. прошли классные родительские собрания по ознакомлению родителей с информацией по внедрению в проект, антибуллинговой хартией.
Всего ознакомлено родителей: 111 чел.
Памятки:
Видеоролик "Школьное пространство"
Статьи:
Статьи на школьной страничке Вконтакте: Школа №11
Статьи в разделе Новости на школьном сайте: Новости
Групповые беседы "Дружба в классе"
Областная Неделя по профилактике школьного буллинга в подростковой среде: «Дружить здорово!»
Профилактические беседы инспектора ОДН с обучающимися школы
Как противостоять буллингу.
Практически в каждой школе есть ученики, которые становятся объектом насмешек, скрытых и открытых издевательств. Что же это за явление, в котором учащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?
Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие в отношении кого-либо, не способного защитить себя в данной ситуации.
Буллинг в школе — это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей.
Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в детском саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.
По статистике 45% школьников становятся объектами буллинга, а ЕЩЕ 20% принимают непосредственное участие в этих действиях (Наблюдатели).
Кто участвует в буллинге?
В буллинге могут участвовать не только дети, но и педагоги. То есть, и жертвами и буллерами могут выступать как дети так и взрослые.
Различают четыре типа буллинга в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.
Вербальный. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
Поведенческий. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети
Буллеры – это:
- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
- агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;
- дети, стремящиеся быть в центре внимания;
- дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
- максималисты, не желающие идти на компромиссы;
- дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;
- дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.
Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.
Чаще всего жертвами буллинга становятся:
- неуверенные в себе, тихие дети, имеющие изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП).
- физически слабые дети, кто не может защитить себя возможно, с инвалидностью , физически слабее своих ровесников;
- имеющие болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), и т. д.;
- дети, которые отличаются национальностью, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;
- подростки, которые хуже или беднее всех одеты;
- не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы;
- дети, успешные в учебе;
- внешне очень красивые.
- ученики, к которым отрицательно относятся взрослые;
- например, неподобающее отношение учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам;
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
- низкий интеллект и трудности в обучении.
Несколько признаков того, что у подростка существуют проблемы с общением:
- кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
- школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
- на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
- школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
- во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
- ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
- признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
- один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
- не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе;
- младшие школьники боятся зайти в туалет;
- дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.
Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:
-притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
-боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
-меняется поведение ребенка;
-явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
-частые просьбы дать денег, воровство;
- снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
- постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
- молчаливость, нежелание идти на разговор;
-суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.
Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга.
Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.
Следуя практике, отмечено - школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.
- Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором. (« зеркало семьи»)
- Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.
Последствия:
- порядка 45% людей, которые были изгоями в детстве, впоследствии страдают различными психическими расстройствами, в особенности депрессией, неврозами;
- у многих из них присутствуют нарушения сна, аутоагрессивные тенденции (вырывание волос, расцарапывание кожи), многие всерьез начинают думать о суициде;
- у детей-изгоев снижается самооценка, они начинают ненавидеть – себя;
- также они боятся всего, что связано со школой, мечтают никогда в нее не возвращаться, у них ухудшается успеваемость.
Все это может значительно повлиять на их будущее!!!
Пути решения проблем.
Буллинг — серьезная проблема современности, которую следует решать комплексно и решительно.
Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Педагоги не должны оставаться безучастными и терпимыми к агрессивным выходкам школьников.
Большая роль отводится классному руководителю. Он не имеет права «не замечать, что происходит с его учениками».
Необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе, знать о взаимоотношениях детей, оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам.
Сотрудничать с семьями, родителями, опекунами. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.
Важно воспитывать в детях сострадание, объяснять им, что люди разные, у каждого свои особенности психики, характера.
Лучше всего закладывать принципы правильного воспитания, начиная с первого класса, дети должны научиться работать в коллективе, дружить, помогать друг другу.
Хорошо работает плакат с правилами. Он всегда находится у детей перед глазами, раз в неделю по нему работают, закрепляют правила, обсуждают.
Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников, любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.).
Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Нужно стараться объединить школьников общим делом: в этом помогут конкурсы, соревнования, различные совместные мероприятия.
Организация досуга учащихся во внеучебное время (посещение кружков и секций).
Нужно учитывать, что дети – агрессоры обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
Отслеживание и контроль резких изменений в поведении и эмоциональном состоянии учащихся.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
Доведение учащимся, а также их родителям (законным представителям) информации о действующем общероссийском детском телефоне доверия с единым номером (88002000122), а также о ГКУ «Центр социальной помощи семье и детям», где возможно получить консультативно-психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации.
Советы родителям:
- станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками;
- учите ребенка общению с людьми вне Интернета;
- тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах;
- не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка;
- контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения;
- обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.
Методические рекомендации:
Как не стать жертвой буллинга (информация для подростков)
Методические рекомендации по проведению профилактической квест-игры "Класс#Вместе#Дружба"
Памятка 1. Моего ребенка травят в школе
Памятка 2. Моего ребенка травят в школе
Т Е Л Е Ф О Н Ы Д О В Е Р И Я
На основании письма Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району с 6 декабря 2010 года произведено подключение 3-х телефонных номеров "Телефонов доверия" учреждений Иркутской области к единому общероссийскому телефонному номеру 8-800-2000-122
- "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" (в круглосуточном режиме тел. 32-48-90);
- "Центр психолого-медико-социального сопровождения"(работает в качестве телефона доверия тел. 22-93-28 по следующим дням недели: вторник с 16.00 до 18.00, четверг с 16.00 до 18.00, суббота с 10.00 до 14.00);
- "Иркутский областной психоневрологический диспансер" (в круглосуточном режиме тел. 24-00-07)