МКОУ ШР "ООШ №11"
село Введенщина
  • Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

    Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

    Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

    Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

    Конвенция о правах ребенка.

    Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

    Ответственность за жестокое обращение с детьми

     Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

     Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

     Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

     Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

     

    Уважаемые папы и мамы!

    В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

    Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

     

    Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

    1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.
    2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
    3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.
    4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
    5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.
    6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
    7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
    8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
    9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
    10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
    11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.      
    12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
    13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна
    14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.                                                        
    15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
    16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
    17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

    Эмоциональное насилие

    - длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

    Психологическое насилие

    - длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

    Примеры эмоционального и психологического насилия:

    1. Запугивание ребенка:
    • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;
    • используют для запугивания свой рост, возраст;
    • на него кричат;
    • угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
    1. Использование силы общественных институтов:
    • религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
    1. Использование изоляции:
    • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

    Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

    • унижают его достоинство;
    • используют обидные прозвища;
    • используют его в качестве доверенного лица;
    • при общении с ребенком проявляют непоследовательность;
    • ребенка стыдят;
    • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

    К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

    • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение);
    • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;
    • используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;
    • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

    Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

    Родителям о наказании

    • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
    • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
    • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
    • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
    • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
    • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
    • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
    • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

    Помните!!!

    Большинство детей, выросших в моральном или физическом насилии, не способны испытывать счастье, получать удовольствие от жизни, добиваться успехов в карьере и личной жизни, их жизнь вновь и вновь наполняют конфликты, болезни, ощущение собственного бессилия, неверие в себя и свои силы, непонимание близких. Они часто обнаруживают в себе все те же, родительские стереотипы поведения,- воспитание детей в насилии.

    СДЕЛАЙТЕ ШАГ ЛЮБВИ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ!

    ОСТАНОВИТЕ АГРЕССИЮ К НЕМУ! ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ, ЕСЛИ САМИМ ТРУДНО!

     

    Скачать разработки:

    Памятка по предупреждению жестокого обращения  детьми

    Телефоны психологических служб

    Диалог поколений

    Изображения.

    Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье»

    Когда в семье случается насилие - жизнь превращается в настоящий кошмар.

    Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой или убежать из дома.

    Обычно дети скрывают эти страшные факты, потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих.

    Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

    Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

    Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

    Признаки жестокого обращения с детьми

    Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

    - следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

    - запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

    - отсутствие нормальных условий проживания ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

    - систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

        Указанные обстоятельства укажут на неисполнение родительских  обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

       Каждый год есть случаи, где  дети избиваются родителями, становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.  Дети уходят из дома, спасаясь от родителей. А где улица, там обычно высок риск криминализации и других опасных форм поведения.

    Родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, должны помнить о следующих фактах:

    - жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

    - физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть;

    - дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способными на убийство или другие преступления;

    - когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

    Помните! Насилие порождает насилие!

    Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Наказание можно заменить:

    Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

    Объяснением. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

    Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

    Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

    Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

    В заключение хочется привести 4 заповеди мудрого родителя:

    1. Не пытайтесь сделать из ребёнка «самого-самого». Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Хвалите его за то, что он знает и умеет.                                                                                                              

    2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.                                                                                                           

    3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...».                                                                                                         

    4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.           

    Ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему  дали!

    Изображения.
    Изображения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie